медуза шапито

Рональд Рейган рассказывает анекдот про сантехника


ААААА. Шапито: Султан Сулейманов рассказывает о самой безумной рубрике «Медузы»

«Шапито» должно

Некоторые люди представляют себе рубрику «Шапито» ориентировочно так:

видео фото

В чем-то они не ошибаются, но в общем — нет. В реальном шапито сосуществуют клоуны, дрессированные животные, акробаты, жонглеры и другие особенные персонажи — вот и в нашем «Шапито» собрано все, что развлечет читателя.

Почему ни с того ни с сего в серьезном издании, пишущем на самые острые политические, общественные и экономические темы, ни с того ни с сего возникла данная рубрика? Дело собственно в серьезности наших материалов: их хотелось дополнить чем-то совсем не тяжёлым и зрелищным. Чтобы от чтения про вооруженный конфликт на Украине, валютные котировки, падающие самолеты и КНДР можно было чуть-чуть отключиться: взглянуть трейлер блокбастера, позалипать над умильными картинками или по-доброму посмеяться над чужим идиотизмом.

В общем человеку необходимо позволить расслабиться.

Как попасть в «Шапито»?

Изначально мы на уровне интуиции понимали, что будет в «Шапито» (к слову, я понятия не имею, откуда взялось это наименование (Мы выдумали — Прим. ред.), а что — нет. Принцип вербализовался так: «Материалы, которые читатели пожелают похитить в свои социальной сети, чтобы набрать лайков от друзей».

Но на протяжении определенного времени понадобилось вводить параметры, чтобы разделить «Шапито» от новостей. Таких критериев два, они довольно условны, но крайне важны:

Признак 1: «Шапито» — мультимедийная рубрика. Это означает, что полностью в каждом материале читатель получает кусочек какого-то мультимедийного контента: видео, фото, аудио, инфографику, гифку, игру. Очень часто новость — это текстовый материал, а шапито — редко текстовый материал. Если погружаться, то для новостей важен инфоповод — «что случилось?», а для «Шапито» важнее, как такое случилось и что в конце концов вышло.

Иногда в «Шапито» проникает и текст, однако это особенный случай. В первую очередь я сопротивлялся просто «прикольным новостям, не вписывающимся в новостную повестку», но случай с парнями, которые выкопали тоннель просто благодаря тому, что им хотелось вырыть тоннель, меня переубедил. Так что порой в самом тексте содержится та поразительная часть истории, ради которой читатель и пришёл.

Признак 2: Увиденное в «Шапито» должно вызывать нецензурные эмоции. Спектр эмоций широк: от восторженного удивления до неудержимого отвращения. Ясно, что у людей различные предпочтения — некоторых не прошибешь даже Реальным ХОВЕРБОРДОМ и дружбой котенка с совой, благодаря этому все определяется чутьем ведущего рубрики и его сотрудников.

Как бы смешно ни звучал такой критерий, он немаловажен: жалкое «классненько» в рубрику, быстрее всего, не пройдёт. Идея в том, что читатели должны залипать и прокрастинировать, заходя в «Шапито». Если на чтение пускай и интересного, но серьезного фичера необходимо собираться с силами, то на просмотр следующего ролика или интересной галереи фотографий этого не потребуется.

Соблюдение названных параметров спасает нас от надобности объяснять читателю, почему мы ни с того ни с сего решили рассказать ему некую историю. Там, где иные издания вынуждены оправдываться и писать вздорное «это интересное видео набрало 100 тысяч просмотров за три дня» (чем грешит мой возлюбленный TJournal), или «фотография разлетелась по соцсетям» (здравствуй, региональные СМИ), или совсем неприятное «на эту песню обратило внимание западное СМИ», я просто показываю видео или фото просто благодаря тому, что они АААААА — а не благодаря тому, что их кто-то сколько-то раз посмотрел. И снисходительно смеюсь над коллегами, пишущими «Саакашвили покорил социальной сети собственными нелепыми штанами», «Анимированное изображение с верблюдом возле озера под Тюменью взорвало Интернет», «Во всемирной сети становится популярной новый «танец пчелок» из Краснознаменска» и так дальше. Но круче всех правительственная «Отечественная газетка»: у нее что-нибудь регулярно взрывает интернет.

Перечисленные принципы разрешают мне без сомнения и споров забирать в рубрику безумно привлекательные фотографии космоса. От каждого подобного снимка — будет это поверхность кометы Чурюмова-Герасименко или портрет Плутона — коленки трясутся. Это мультимедиа, и это нецензурно. В очень хорошей форме.

Что не попадет в «Шапито»?

«Шапито» сначала увеселительная рубрика. Благодаря этому мы не ставим туда видео, в которых пострадали или погибли люди. Да, краны, роняющие кусочек моста, — это и мультимедиа, и нецензурно, но там пострадали 20 человек. Если такие ролики и появляются на «Медузе», то как часть серьезной новости: мы думаем, что тут важнее инфоповод, а не зрительное сопровождение.

Также в «Шапито» никогда не возникнут записи автомобильных аварий: это не зрелищно, а чернуха. «Шапито» — не Lifenews и не объединение ru-chp в ЖЖ.

Как найти «Шапито»?

Труднее всего объяснить, где я все это нахожу, не потребляя слова «везде». Сначала, источниками отличного и интересного выступают западные развлекательные сайты: Buzzfeed, Mashable, Daily Dot, Uproxx, Bored Panda, реже The Verge и Kotaku (заключительный — для самых видимых игровых новостей). Читаю я их где придется — то через RSS, то в твиттере, то в фейсбуке.

Соцсети — еще один ключевой источник для шапито. Я читаю столько людей, что нередко замечаю какие-то крутые истории раньше многих больших СМИ, тем более это касается российского контента.

3-ий источник — коллеги и читатели, которые натыкаются в Сети на что-то интересное и высылают это мне. Там, разумеется, много лишнего или старого, но попадаются и очень ценные вещи. К примеру, мой коллега Вован как то решил просто так зайти в китайскую соцсеть Weibo. Поковырявшись чуть-чуть в иероглифах, он наткнулся на только-только начавшийся флешмоб, в котором клиенты дотягивались до уха через голову. В то время про это написали только пара-тройка китайских СМИ. И Медуза.

Порой источниками для шапито выступают непривычные издания — так происходит, когда они публикуют что-то мегаинтересное, однако не вписывающееся в новостную картину. К примеру, Vox любит выдать заметки вроде — вредно ли хрустеть суставами или как выглядели арбузы несколько веков назад. The Village ни с того ни с сего потребует визажиста объяснить, почему гопники носят шапки выше ушей, или откопает студента, решившего на лодке уплыть в Америку. На «Хабрахабре» и Geektimes порой тоже возникает что-то необыкновенное, вроде флешки-убийцы и робота-газонокосилки.

Как то было так пусто, что я полез на «Фишки.нет», «Яплакал» и «Пикабу». И Найдите на последнем очень наглядную таблицу из «Википедии». Эти сайты среди многих клиентов считаются помойками (не могу их осуждать за это), однако если отлично покопаться, там тоже можно что-нибудь найти.

Напоследок, с некоторыми шапито нам приходит на помощь проект Vert Dider. Они по просьбе «Медузы» переводят и озвучивают английские научные видео — без понимания закадрового текста теряется всякий смысл. Vert Dider хорошие, подписывайтесь на них.

Почему «Шапито» — это не жалко

Некоторые читатели думают, что «Шапито» — это огорчительное место. И возмущаются, когда в рубрику проникают крутые фото из космоса или научное изыскание того, как лопаются воздушные шарики. Особенно, если рядом оказывается какая-то выдра или Дарт Вейдер.

Однако не нужно обижаться: попадание в «Шапито» не значит, что мы преуменьшаем важность научного события. Мы лишь подчеркиваем, что этим эпизодом можно восхищаться и восхищаться не менее, чем трейлером высококлассного фильма.

Ты такой прекрасный, напиши еще что-то про «Шапито»

С каким то периодом в «Шапито» появились микрорубрики или темы, за которыми мы активно следим (космос!). К примеру, в «Шапито» систематически появляются трейлеры фильмов, которые мы более всего ждем, — от «Знаменитых войн» до какого-либо веселого мультипликационного фильма. А если какой-то уже вышедший фильм ни с того ни с сего вызывает оригинально много шума, мы собираем вместе все это — чтобы не распыляться на десятки очень маленьких инфоповодов. В подборку могут попасть мемы, флешмобы, пародии, приколы, яркая критика и даже обвинения в сексизме (которые, кажется, предъявляют к каждому распространенному кинофильму). Мы написали уже несколько подобных материалов и решили соединить их в относительную подрубрику «Вокруг шумовой фон».

Иногда у нас возникает идея перемешать «Шапито» с «Картотекой» — рубрикой, которая все четко объясняет читателям. Результаты получаются ожидаемо безумными: к примеру, я писал коллегам карточки «Как гладить кошку?», а они мне — «Может ли утка утонуть?» (по мотивам шапито про утку, утонувшую на глазах у главы горадминистрации Калининграда).

Хочется дать ответ тем, кто уверен в том, что у меня прекрасная работа на свете — мол, нет ничего лучше, чем целыми днями смотреть забавные видео и фото с котиками, отбирать самые-самые и забавляться.

Медуза шапито

медуза

«Шапито» должно вызывать

Второе, в молодых стартапах еще не все построено. Появляется очень много новых обстоятельств, в которых вы с коллегами решаете, как поступать. И от этого может зависеть вся последующая история вашего медиа. Если ты приходишь в Lenta.ru, то попадаешь в издание с тринадцатилетней историей. В ней много принципов, правил, гайдлайнов. А в стартапе вы лично решаете, что и как у вас будет, нужно ли чего-то держаться или стоит бравировать и менять вид собственного СМИ. Или целого медиарынка. На нем есть мастодонты, которые 200 лет придерживаются одних и тех же правил. А здесь появляетесь вы и говорите: «Нет, чуваки, давайте мы что-то заново сделаем».

— Да, разумеется. Рубрика с самого начала была в тематике «делай, что хочу». И здесь вопрос в том, что любой раз прощупываешь: «что еще можно создать? Выйдет или не выйдет? Понравится это аудитории?».

В общем, моя деятельность не исчерпывается «Шапито». Ни у кого из редакции нет подобного, что он выполняет собственное дело и ни во что не вмешивается — все заняты всем. Абсолютно нечаянно мне приходит в голову идея игры, которую реализуют иные коллеги. Она окажется офигенной, и ты чувствуешь собственную причастность.

Сам Сулейманов в блоге Meduza на Medium выделяет несколько параметров, по которой забирает материалы в рубрику:
1. «Шапито» — мультимедийная рубрика. В каждом материале читатель получает кусочек какого-то мультимедийного контента: видео, фото, аудио, инфографику, гифку, игру. Иногда в «Шапито» проникает и текст.
2. Увиденное в «Шапито» должно вызывать нецензурные эмоции. Спектр эмоций широк: от восторженного удивления до неудержимого отвращения.
3. «Шапито» — увеселительная рубрика, а это означает туда не проникают видео, в которых пострадали или погибли люди.

— Хочется (и, кажется, выходит) развивать «Шапито» как самостоятельный бренд. У раздела довольно ясное содержание, которое легко отсоединяется от «Медузы». Не то, чтобы мы собираемся оделять проект, но «Шапито» может существовать в вакууме. Отделы карточек или публикаций не могут отделиться, из-за того что связаны с ключевым контентом Meduza. А «Шапито» живёт собственной жизнью, которая разбавляет ад новостей. И благодаря этому вздумалось сделать из него отдельный бренд, который станет охватывать аудиторию, которая не желает читать «Медузу» или как правило новости. Мне писали письма молодые мамы (не считал, что моя аудитория — молодые мамы) вроде «благодарю, мой сын регулярно смотрит ваши видео с животными, мы в первую очередь радовались небольшому гиппопотаму, сейчас капибаре».

Я понимаю, что такую аудиторию мне и хочется захватывать — которой не хочется перейти на «Медузу» или сидеть как правило паблике. Чтобы материал «Шапито», который вирально разойдется по Фейсбуку, был чуть-чуть в отрыве от издания и разошелся не зависимо от того, как люди относятся к «Медузе». Есть и прагматический подход: если у «Шапито» есть потенциал набрать собственную аудиторию, то это благосклонно отобразится и на посещаемости «Медузы».

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.